Зарплата учителей в 2014 году будет повышена в соответствии с уровнем инфляции

Образование – это системообразующий институт нации и любого государства. Именно образование и воспитание делают нас гражданами России. Без преувеличения можно сказать, что вопросы образования являются вопросами национальной безопасности.

Однако заработная плата учителей по-прежнему не соответствует сложности данной профессии. В нынешнем году завершается федеральное финансирование так называемого «зарплатного проекта» в системе общего образования. Программа начата в 2011 году и была рассчитана на три года, в течение которых российский федеральный бюджет выделил 120 миллиардов рублей на ремонт и модернизацию школ. Освободившиеся денежные средства в региональных бюджетах должны были быть направлены на повышение заработной платы преподавателей.

Назначение перечисленных федеральных субсидий в школы (2011 – 2013 годы):

В течение трёх лет федеральный бюджет брал на себя практически всю «незарплатную» часть расходов общеобразовательных учреждений. Региональные бюджеты получили возможность не просто повысить заработок педагогам, а довести размер оплаты труда учителям до среднего уровня по данному региону. Именно такую задачу поставил Президент страны региональным руководителям.

В 2014 году значительного повышения зарплат учителям ожидать не стоит

Заработная плата педагогов в настоящее время формируется из двух составляющих, из базовой (проще говоря, основной) и стимулирующей частей. Базовая часть – это «нормативно-подушевая» ставка, то есть оплата труда преподавателя привязана к ставке, которая составляет 18 часов из всей недели, и к количеству учеников в классе. Другими словами, базовая часть заработной платы – собственно оплата процесса обучения школьников.

Стимулирующая часть предусматривает оплату дополнительной работы педагогов, которую они регулярно проводят. Сюда входит организация экскурсий, экспедиций, разработка программ обучения, организация или участие в исследованиях успеваемости учеников, анализ итогов успеваемости школьников по результатам проверочных и контрольных работ, работа с родителями учеников, работа с неблагополучными семьями. Кроме того, стимулирующая часть оплаты труда должна быть повышена, если ученики участвуют в предметных олимпиадах, в творческих и физкультурно-массовых мероприятиях. Должна быть учтена также работа педагога по оформлению кабинета.

Региональные власти могут по своему усмотрению повысить заработную плату учителям следующим образом:

  • 1 вариант:   увеличение и базовой, и стимулирующей части;
  • 2 вариант:   увеличить размер базовой части фонда оплаты труда;
  • 3 вариант:   увеличить размер стимулирующей части фонда оплаты труда.

Президент потребовал в 2013 году закрыть вопрос повышения заработной платы учителей, подчеркнув, что во всех регионах страны уровень зарплаты педагогов должен быть доведён до средней зарплаты по экономике региона.

Мониторинг роста заработных плат учителей

В Министерстве образования и науки постоянно проводят мониторинг роста заработной платы педагогов. В I квартале 2013 года, по их данным, средняя зарплата учителя в стране составила 26,3 тыс. рублей в месяц, во II квартале – 32,2 тыс. рублей в месяц.

В дотационных регионах этот показатель невелик, учителя не увидели ожидаемого повышения оплаты своего труда (республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Алтайский край, республика Ингушетия), ежемесячно они получают около 15 тыс. рублей.

Лидирующее положение в России занимают педагоги Чукотского автономного округа (более 75 тыс. рублей в месяц), Ямало-Ненецкого автономного округа (более 69 тыс. рублей в месяц) и Москвы (64 тыс. рублей).

Министр образования и науки, господин Ливанов, рапортовал Президенту, что таких темпов роста средних заработных плат (как это ни странно звучит), как у педагогов, нет сейчас ни в одной из отраслей отечественной экономики или же, к примеру, социальной сферы! И хотя от региона к региону суммы заметно отличаются, но задача повышения оплаты труда учителей будет выполнена до конца текущего года, заверяет министр.

Мониторинг ситуации на местах показал, что существенные изменения происходят в сельских школах. В них активнее стали использоваться современные информационные технологии, кабинеты стали оснащаться компьютерами и интерактивными досками. Дело дошло до курьёзной ситуации: к Интернету в России подключено больше сельских школ, чем к канализации. Дело в том, что в сельской местности порядка 30% школьных зданий не имеют нормальных тёплых туалетов.

Оправдывает ли себя текущая зарплата учителя?

Теперь посмотрим на школьную ситуацию глазами учителей. С их точки зрения, финансовое положение учителя качественно не улучшилось. К огромному сожалению, несмотря на проводимые реформы и перечисленные субсидии, в школах складывается такое положение, когда рост заработной платы происходит в основном за счёт учебной и внеклассной нагрузки педагога. Чтобы получать более-менее достойную зарплату, они вынуждены работать не базовые, эти традиционные 18 часов (в расчете на неделю), а, например, 27 или 36 часов, то есть на 1,5, а то и на все 2 ставки. И когда чиновники от образования оптимистично рапортуют Президенту о достижении оплаты труда учителя той планки, которая соответствует среднему уровню по экономике региона, педагоги справедливо возмущаются таким подходом к оценке их труда. Такой подход не просто профанация, но и, к большому сожалению, работает во вред настроений педагогов.

Виртуальная отчётность чиновников захлестнула официальные документы, очень трудно стало отличить правдивые цифры от лживых. Там, где выделены значительные деньги под какую-либо программу, а также есть возможность можно сказать практически бесконтрольно их тратить, всегда, честно говоря, найдутся желающие распоряжаться ими по-своему.

Учителя продолжают работать с бешеной перегрузкой, а цифры с их зарплатой – это от лукавого. А если рабочие на заводах станут трудиться в 1,5 или даже в 2 раза больше?…

Прежде чем осуществлять какие-либо реформы или программы в образовании, педагоги предлагают провести аттестацию чиновников Министерства образования и школьных кураторов в регионах.

Что готовит грядущий 2014 год в отношении зарплат учителей

В бюджет 2014 года заложены средства на дальнейшее повышение оплаты труда педагогов. Однако федеральные дотации на модернизацию школ в наступающем году закончатся, поэтому все затраты на содержание и ремонт школьных зданий, на зарплаты учителям лягут теперь на плечи регионов.

Дмитрий Ливанов предложил индексировать зарплаты российских учителей один или два раза в год. Эксперты раскритиковали его планы, поскольку в бюджете попросту не хватит денег на реализацию данной инициативы. Причина дефицита бюджета хорошо известна экономистам – это замедление экономического роста в России. Такой острой экономической ситуации не было в стране даже в период кризиса 2008-2009 годов. Повышение заработной платы учителям, несомненно, будет. Открытым остаётся вопрос насколько. Эксперты полагают, что на величину фактической инфляции в будущем году.

Существенную поддержку получат в 2014 году сельские педагоги. Одновременно с зарплатой им будут выплачивать компенсацию за коммунальные расходы в сумме 1 200 рублей в месяц. Данные средства предусмотрены для оплаты жилых помещений, а также отопления и освещения для тех педагогов, которые состоят в штате по, собственно, основному месту работы в федеральных гос. образовательных организ-х, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах или в рабочих посёлках (другими словами, посёлках городского типа).

Справедливо заметить, что большинство учителей – люди самоотверженные, преданные своему ремеслу, они хотят по всей вероятности говорить не о своих зарплатах, а об успехах своих учеников как это ни странно заметить! Они всё ещё продолжают надеяться, что финансовые трудности – дело временное. Они продолжают тратить личное время на работу с одарёнными детьми, потому что за такую работу оплаченными будут лишь 7,5 часов в год, в то время как в других странах одарённые ученики пользуются колоссальной поддержкой государства.

Очень бы хотелось, чтобы объявленный режим экономии бюджета в 2014 году не привёл бы к негативным последствиям в наших школах, чтобы образование было не виртуальным, а реальным приоритетом на всех уровнях власти в наступающем году.

Самое популярное:

7 Comments

  1. сейчас конец 2013 года,Республика Башкортостан,г.Белебей.я работаю учителем,стаж 30 лет.у меня нет зарплаты в 20000рублей,25 часов веду,стимулирующие распределяются не прозрачно,нигде ни за что не расписываемся,если убрать зарплату директора и завучей,то не получится по статистике,выведите всех директоров и завучей из этого списка,вспомнишь Гоголя,Гоголь «отдыхает» со своими «Мертвыми душами»!!!!А директора научились прятать концы,противно

  2. к сожалению,учителя России,вероятнее всего не получат никаких повышений по зарплате, ввиду действий своего правительства в Украине.Уж не знаю ,что показывают россиянам, но весь мир говорит (только вернулась с Европы) о резком падении рубля, акций и т.д., что экономика России терпит просто рекордные убытки, весь мир видит, что Россия просто развязала войну против Украины, вводит в заблуждение свой народ рассказывая о фашистах в Украине,о спасении украинцев.А спросите у самих украинцев -им помощь нужна? Ведь в стране народ просто сверг власть, которая полностью разорила страну, а президент и все прихлебатели просто сбежали и прячутся в России, ведь ни одна другая страна их не приняла.Россияне зайдите на украинские сайты, форумы, странички в соцсетях, пообщайтесь с украинцами, поймите же наконец, нам не нужна ваша помощь, оставьте нас в покое!

    • Дорогая Ирина! Поверьте, что Россия помогает не Украине, а русскоязычному населению, которое погибает под натиском националистов. А если Вам там в Украине шикарно живется и не нужна помощь русских, НЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ СЮДА!!!!
      Огромное количество украинцев едит в Россию на работу! У Вас сейчас новое правительство, пусть оно вам обеспечит безбедную жизнь..Только прежде чем верить в это, вспомните историю Грузии, которая тоже стремилась к Европе…где сейчас их Николай???

  3. Тоже из Башкирии — Туймазы. Работая в селе за 18 часов получаю 11 тысяч. А после «Честного» распределения стимулирующих пропадает весь энтузиазм, хотя раньше была уверена, что я учитель от БОГА — какое было удовольствие работать с детьми. А сейчас только обида и чувство, что тебя используют…

  4. Откуда 29тыс средний, 10тыс оклад, со всеми добавками и надбавками 17т «грязными», а в школе материальная база около нуля. Грустно, школа каждой семь касается, а там одни заплатки….

  5. Счастливые! Обзавидоваться можно. Я в колледже — у нас 7640 зарплата при полной загрузке.

  6. Я работаю в техникуме, чтобы получить 20 тыс. имею нагрузку 2 ставки, классное руководство и доп. обязанности, какое качество работы может быть при таком раскладе?

Ваш отзыв:

Ваш email адрес не будет опубликован.

*